понедельник, 4 мая 2015 г.

Моя статья о формировании русского генералитета 1700-09 гг.

Вышел сборник материалов прошлогодней конференции в РИСИ с моей статьей по петровскому генералитету: Великанов В.С. Формирование генералитета русской армии в 1700-09 гг. // Русская военная элита. Сборник материалов научной конференции. — Севастополь: Изд-во «Шико-Севастополь», 2015. С. 97-111 (ссылка). В данной работе я подробно рассмотрел состав русского генералитета в 1700 г., включая «нарвский призыв» петровских «сподвижников», а также проследил основные изменения в составе генералитета до 1709 г. Вкраце: после Нарвы генералитет – это «старые иноземцы», начавшие службу во вт. пол. 17 в. С 1703, фактически 1704, начался приезд «новых иноземцев», причем сразу на старшие генеральские позиции. Отдельно я упомянул и рассмотрел «саксонский феномен» 1705 года. Затем, начиная с конца 1705-06 гг. началось постепенное производство в генеральские чины русских и иностранных офицеров, заслуживших «погоны» в боях Великой Северной войны, и именно они составили большинство генералитета к 1709 г. Также в этом сборнике рекомендую статьи Дмитрия Володихина и Александра Рогожина (остальные темы, увы, выходят за рамки моих интересов).
Текст моей статьи выложен здесь: ссылка

2 комментария:

  1. Мои поздравления! А в двух словах, что имеется ввиду под "саксонским феноменом"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В ноябре 1705 г. на русскую службу по предложению Августа была принята большая группа саксонских генералов, фактически они составили половину генералитета главной полевой армии:
      http://rusmilhist.blogspot.ru/2012/05/generals-of-main-russian-army-at-hrodno.html
      Браузе, Арнштедт, Гольц, Руланд и Сент-Поль уехали из Гродно вместе с Августом, Венедигер умер от болезни, а Зейдлиц сбежал "жидовским проводом". В итоге на службе остались Алларт, Генскин и Бирон (покинул русскую службу в конце 1706).
      В общем, прослужили саксонцы недолго, но сам факт такой был в истории русской армии :)

      Удалить