пятница, 3 февраля 2017 г.

Чертеж укреплений Киева в 1660х

Нажмите для увеличения (ссылка в большом разрешении)
В рамках замечательного веб-проекта "Чертежи Русского государства XVI-XVII веков" выложили несколько сотен карт и схем, ныне хранящихся в РГАДА (ссылка). Одна из них меня сильно заинтересовала. Если я не ошибаюсь, то это чертеж киевского "Верхнего города", построенного в 1654 году на Михайловской горе (ссылка). По датировке это либо 1654-58, либо 1669-1673. На карте обозначен "двор окольничего" - киевских воевод в чине окольничего было всего двое, обычно в Киев назначали бояр (Ржевский не в счет, на тот момент была экстраординарная ситуация...). В 1656-58 воеводой в Киев назначили окольничего Андрея Васильевича Бутурлина, а в 1669-1673 - Григория Афанасьевича Козловского. Самое забавное, что чертеж города Киев поручали сделать и тому и тому. Но я все-таки думаю, что это чертеж Козловского, и он отражает результаты земляных работ в 1660х.

Насколько я понимаю, данная карта имеет ориентацию по сторонам света, близкую к стандартной (т.е. север наверху). Михайловский собор на карте идентифицируется четко и безошибочно. А вот дальше пусть меня поправят знатоки киевской топографии, если я в чем-то неправ. Михайловские ворота (на изгибе карты), получается, были на перечении современных Житомирской и Владимирской улиц, а Софийские - на площади Хмельницкого перед Софийским собором. Соответственно извилистая улица, ведущая от Михайловских ворот к Киевским (в левом верхнем углу) - это Андреевский спуск, и Киевские ворота были где-то на пересечении с ул. Боричев Ток? Или это Воздвиженская улица, ведущая  вниз к Замковой горе, и Киевские ворота где-то у ее подножия на запад от Михайловского собора? Замковая гора точно была вне периметра укреплений, построенных в 1650-60х. В периметр ее включили во время строительных работ 1670х (см дневник Гордона), тогда же и появился Верхний вал. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий