вторник, 6 июня 2017 г.

Частная переписка В.В. Голицына 1677 года

Во Временнике Императорского Московского общества истории и древностей Российских за 1851 (ссылка, см в самом конце) опубликована подборка из 56 частных писем, адресованных князю Василию Васильевичу Голицыну. Все они написаны за короткий промежуток буквально в пару недель в конце июля – начале августа 1677 года, и особую ценность им придает то, что это практически единственный подобный источник. Чем он интересен?
Во-первых, он показывает, что между как минимум представителями московской знати велась активная частная переписка, и это было обычной практикой просто написать поинтересоваться, как дела и здоровье, а также рассказать о различных бытовых делах и новостях. К сожалению, личные архивы XVII в. до наших дней не сохранились, и эта подборка возможно единственный подобный пример. Подчеркну еще раз: это не В.В. Голицын «спамил» всех друзей и знакомых, нет, это входящая корреспонденция. Чаще всего к нему писали члены его семьи: тесть Иван Федорович Стрешнев и теща Анастасия Ивановна, жена Евдокия Ивановна, мать Татьяна Ивановна Голицына и сестра Ирина Васильевна Голицына, а также дядья Алексей, Борис и Михаил Голицыны. Но последние в основном писали ему о различных делах, также, как и Юрий Трубецкой и Михаил Долгоруков. 


Во-вторых, данная подборка показывает механизмы функционирования элит в 1670х годах. Здесь и попытка «вывести» молодого В.В. Голицына «из-под» Г.Г. Ромодановского (теория о том, что князя Григория чуть «не завели под» князя Василия – глупости, но это отдельный разговор…), и многочисленные хлопоты о родных и близких. Дело в том, что в 1677 году в воеводский полк В.В. Голицына назначили на службу большую часть московских чинов, и именно от него зависели их служебные назначения: кого в есаулы и завоеводчики, кого в сотники, кого в выборную сотню и т.д. В условиях местничества эти назначения имели ключевую роль в последующей карьере, т.к. любой Х получал возможность на всю оставшуюся жизнь требовать более высокую должность чем Y только на том основании, что в 1677 году он был в выборной сотне, а Y – в обычной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий