суббота, 27 декабря 2014 г.

И еще раз о "венгерском платье", теперь в январе 1700 г.

На зеленом форуме выложили еще один источник, в котором упоминается "венгерское платье", причем в январе 1700 г. (предыдущие серии о "венгерском платье" см. здесь: ссылка 1ссылка 2).
Источник: Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Т. 1. СПб., 1861. С. 169.
К сожалению, хоть какого-то критического анализа данного документа сделано не было, вместо этого была радость от "обретения неоспоримого доказательства" наличия "венгерских" кафтанов в новоприборных солдатских полках. Попробуем все-таки разобраться в данном источнике, итак, что мы имеем:
- это пересказ бранных речей монаха Богоявленского монастыря, т.е. бытовой нарратив человека, не имеющего отношения к военному делу и к армии. Дата - 20 января 1700 г. 
- упоминаются даточные, набираемые по указу от 17 ноября 1699 г., более того, монах бранился с монастырским конюхом, который собирался поступить в даточные солдаты
- упоминаются "венгерские кафтаны", которые якобы "уже даны" новоприборным даточным, а также "немецкие кафтаны", которые "государь... солдатам и вам наделал".

В общем, как говориться "сало, мед, *овно и пчелы" в одном флаконе. Можно было бы всерьез на этом "потоке сознания" не останавливаться, но, повторюсь, уж больно многие читатели зеленого форума по-настоящему уверовали в "обретение неоспоримого доказательства". Поэтому - придется разбираться по-пунктно. 

Начнем с даточных. Набирали их по указу от 17 ноября 1699 г., по которому даточных брали "с святейшего патриарха и совластей и монастырей и с церквей, за которыми есть крестьянские дворы, и с царевичей и с бояр и окольничьих и думных и ближних людей". Т.е. Богоявленский монастырь в явном виде попадал под поставку солдат. Другое дело, что в монастыре решили вместо крестьянина поставить конюха (по указу можно было и крестьян и дворовых и деловых - на выбор), а возможно тот и сам вызвался - все-таки обещали жалование в 11 рублей. Теперь давай-те разберемся, на каких условиях этих даточных набирали:
-  даточным (как и добровольцам/вольнице, набираемым по указу от 8 ноября 1699 г.) было обе­щано от казны довольно высокое жалованье (по 11 руб. в год), продовольственное снабжение и обмундирование наравне с преображенцами и семеновцами.

- при поставке даточных помещики должны были обеспечить их строевым платьем: кафтан суконный светло или темно-зеленого сукна, шапка красный курпек (т.е. из овчины с красным суконным верхом), сапоги красные сафьяновые, кушак, кафтан носильный серый, чирики и чулки1. Данные требования были зафиксированы в ноябре 1699 г. (к вопросу дат мы еще вернемся)

- даточных должны были «приводить к осмотру» в Преображенский приказ, где проверялась их пригодность к службе. При этом даточные принимались на службу лишь с 1 апреля 1700 г., до этого момента они находились на полном содержании своего помещика2. Даточных на смотр приводили довольно активно: 3 165 чел. в 1699, 5 426 – в январе 1700 г., 847 – в феврале и т.д. При этом со снабжением этих даточных сразу же возникли проблемы, и пришлось издавать отдельный указ от 16 января 1700, в котором более четко возлагать эту обязанность на помещиков, а в последствии издавать указы о штрафах за неисполнение.

Теперь давай-те разберемся, во что эти даточные могли быть одеты. Указ об их поставке датирован ноябрем, тогда же описаны требования по платью. При этом основная масса даточных (8 591 из общего числа 10 109, т.е. 85%) была поставлена по январь 1700 включительно. Почему это важно? Да потому, что указ о ношении «венгерского платья» был издан лишь 4 января 1700, когда значительная часть даточных либо уже была поставлена на службу, либо находилась в пути на смотр в Преображенское. Но это пол-беды, т.к. данный указ четко фиксировал категории населения, которые должны были переодеться в новое платье: «Боярам и Окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Стряпчим и Дворянам Московским и Дьякам и Жильцам и всех чинов служилым и приказным и торговым людям и людям Боярским… носить платье Венгерские кафтаны»3. Даточные крестьяне и дворовые не попадали в эту категорию, т.к. служилыми людьми до 1 апреля не являлись. Казенные строевые кафтаны им были заказаны лишь в апреле 1700 г. (т.е. после принятия на государственное содержание), когда новое платье получили все 7 полков из этих самых даточных: А. Гордона - тёмно-зелёные, К. Гулица/Мевса –– голубые, Н. Балка –– красные, Т. Юнгора и И. фон Вердена –– зелёные, М. Фливерка –– зелёные и тёмно-зелёные, О. Польмана –– вишнёвые4. Вопрос покроя этих новых кафтанов – тема отдельная (см. подробнее, ссылка)

Итак, из анализа документов становится понятно следующее:
1. даточные в январе 1700 г. в Москве действительно были, и монастырский конюх, собеседник нашего болтливого монаха, мог быть одним из них
2. указ о «венгерском платье» к моменту упомянутой беседы (20 января 1700 г.) уже был объявлен, и монах именно его и упоминает
3. ношение даточными в январе 1700 г. «венгерского платья» маловероятно, т.к. они не попадали под действие указа о его ношении от 4 января, кроме этого, на момент его издания большинство из них либо уже явилось на смотр, либо находились на пути в Москву в Преображенское.  

Что же имел в виду наш монах, возводя «хулу» на государя? В первую очередь им двигало абсолютное неприятие новых порядков и их внешних проявлений, выраженных в перемене одежды на «венгерскую» и «немецкую». Говоря конюху «вам ныне даны кафтаны венгерские», он очевидно имел в виду не внешний вид своего собеседника, а сам факт наличия указа, по которому конюху вскоре, как будущему служилому человеку, придется переодеться в чуждое русскому человеку платье. Благо примеры перед глазами были: преображенцы и семеновцы уже носили это самое пресловутое «венгерское платье», да и «немецких кафтанов» на улицах Москвы становилось все больше и больше.

В сухом остатке в вопросе наличия «венгерского платья» в новоприборных солдатских полках в 1700 г. мы имеем не "обретение неоспоримого доказательства", а крайне сомнительный и эмоциональный нарратив, не подтверждаемый документальными источниками.

Примечания:
Описание документов МАМЮ. Т. 5. Ч. 2. С. 20.
Рабинович М.Д. Формирование регулярной русской армии накануне Северной войны. // Вопросы военной истории России. XVIII и первая половина XIX веков. М. 1969. С. 230.
Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. СПб,1830, № 1741.
Татарников К.В. Русская полевая армия 1700-1730: обмундирование и снаряжение. М. 2008. С. 35.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий